Как теперь будут учитывать землю и недвижимость и что принесет собственникам новый ресурс Росреестра
Еще прошлым летом Росреестр объявлял о том, что готовится некая новаторская технология для сведения воедино всех данных о земле и недвижимости на территории РФ.
И вот накануне наступления нового 2021 года этот проект был утвержден Правительством РФ (Постановление от 31.12.2020 г. № 2429).
Власти приступили к поэтапному созданию и введению в действие Единого информационного ресурса о земле и недвижимости.
В течение 2021 года эта работа будет проводиться в форме эксперимента на территориях четырех специально отобранных для этого регионов (Республика Татарстан, Иркутская область, Пермский и Краснодарский края).
В дальнейшем Единый ресурс планируется распространить на все субъекты РФ.
А поскольку большая часть населения нашей страны сейчас являются собственниками той или иной недвижимости, то, безусловно, это нововведение не обойдет их стороной. Разберем, что принесет нам новый ресурс Росреестра.
Для собственников здесь можно выделить как плюсы, так и минусы.
Очевидным плюсом является то, что с помощью Единого ресурса можно будет получить максимально полную информацию об интересующем объекте недвижимости.
Например, выяснить, к какой категории относится земельный участок, какие у него границы, не занимает ли он территорию лесного фонда, какие постройки на нем имеются, какая форма собственности у соседних с ним участков и т.д.
В Единый ресурс войдет информация из 15-ти федеральных баз данных, а также из региональных систем, где ведется учет земельных участков и объектов недвижимости (это и Единый госреестр недвижимости, и Реестр федерального имущества, и Государственный лесной реестр, водный реестр, Фонд данных дистанционного зондирования Земли из космоса и т. д.).
Это позволит комплексно проверить свой объект недвижимости или тот, что планируется к покупке, поскольку данные Единого госреестра недвижимости (которым обычно все пользуются) не позволяют составить полную картину.
Информация из Единого ресурса будет предоставляться по принципу «одного окна».
Но есть и минусы. Стоит отметить, что за создание такого Единого ресурса в первую очередь ратовали контролирующие органы власти — это Федеральная налоговая служба и Росреестр (который сейчас ведет земельный контроль).
ФНС уже не раз жаловалась на то, что не всегда может проверить начисление налогов на недвижимое имущество, т. к. в Едином госреестре недвижимости недостаточно данных (в частности, не всегда указывается категория земель, а это важно при определении налоговой ставки).
Росреестр не может повсеместно проверить целевое использование земельных участков их владельцами, а вынужден ограничиваться лишь выборочными проверками.
Очевидно, что Единый ресурс поможет контролирующим органам решить свои проблемы, создав их, в свою очередь, для собственников недвижимости.
Например, ФНС, обнаружив нежилые помещения на участке для ИЖС, может доначислить налог по максимальной ставке (не 0,3%, а 1,5% от кадастровой стоимости земли). А то и наложить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.
Например, мужчина сдал свой земельный участок с нежилым помещением в аренду оператору сотовой связи — ФНС расценила это как предпринимательскую деятельность и взыскала штраф и недоимку по НДС (Верховный суд РФ, дело № 59-КГ15-2).
В перспективе же Правительство намерено ввести единую платформу, через которую будут оформляться сделки по аренде недвижимости (опять-таки, с целью контроля доходов и выявления теневой аренды жилья и другой недвижимости).
Вполне вероятно, что нынешний Единый информационный ресурс о земле и недвижимости послужит для этого основой.
Источник